|
Резонанс: «Душа обязана трудиться»
Легко ли быть куратором?
14 октября 2002 года в газете "Педагог" была опубликована статья
профессора З.Г.Нигматова "Душа обязана трудиться". Мы продолжаем
публиковать отклики на нее.
Кажется, еще вчера мне вручили диплом о высшем педагогическом образовании,
а прошло уже почти 2 года. После окончания физического факультета я осталась
работать на кафедре методики преподавания физики. И так сложились обстоятельства,
что мне практически сразу доверили кураторство. Сейчас мои подопечные
уже учатся на 3-м курсе, все успешно прошли «экватор». И я хочу рассказать
о них, намеренно не называя имен, ведь я воспринимаю группу как единое
целое.
Уже сейчас я могу задать себе вопрос, а легко ли быть куратором? И вообще,
нужен ли он?
Так принято, что кураторы обычно бывают у студентов младших курсов. Старшекурсники
вроде как в них и не нуждаются. Я считаю, что это глубоко неправильно.
Уже учась на 5-м курсе, мы по-прежнему нуждались в неподдельной заботе,
поддержке. Нам было важно ощущать тонкую духовную связь с куратором, хотелось,
чтобы он всегда был рядом с нами, готов был в трудную минуту прийти на
помощь. А для некоторых студентов куратор был единственным человеком,
с которым можно было поговорить по душам. Разве эта поддержка измеряется
номером курса?
Во время учебы у нашей группы был конфликт с куратором. Нам казалось,
что он недостаточно уделял нам внимания. Только сейчас я понимаю, что
мы поступили не очень хорошо. Да, возможно, он недостаточно интересовался
нашими проблемами, а что мы сделали для того, чтобы быть вместе? Ничего,
в тот момент мы могли только критиковать. А ошибку многие поняли уже после
первой педпрактики, а потом и после того, как многие из нас сами стали
академическими руководителями. Как трудно бывает самим делать то, что
мы категорически требуем от других.
Куратором действительно быть нелегко. Мои подопечные - это не ребятня,
которую я учу в школе, и это не те студенты, которые приходят ко мне на
занятия ( так получилось, что занятий я у моей группы не веду). Они занимают
некое промежуточное положение, где они играют свои роли, а я - свою. Их
много, каждый со своим характером, проблемами. И к каждому надо найти
свой подход. Трудность состоит в том, чтобы все они чувствовали, что о
них думают, беспокоятся, где бы они ни находились, будь то на факультете,
дома, за городом.
А что нужно делать для этого? Очень много. Это труд каждодневный. Возможно,
физически этот труд неощутим, но результат можно увидеть через день, два,
месяц, год. Важно, чтобы студенты чувствовали, что я не давлю на них,
не пытаюсь привить им какие-то собственные привычки, а пытаюсь взаимодействовать
с ними через (цитирую автора статьи «Душа обязана трудиться») «...специальную,
опосредованно влияющую, воспитывающую среду партнерства, взаимоуважения,
атмосферу сотрудничества, преклонения перед радостью познания, силой ума
и таланта».
Да, только партнерство и сотрудничество, в чем, однако, проклевывается
одна сложность. Не все студенты могут относиться ко мне, как к педагогу
и куратору. По возрасту и внешнему виду я вполне могу сойти за их одногруппницу.
Трудно многим соблюдать субординацию. И это важный вопрос не только для
молодых педагогов, но и для преподавателей с большим стажем. Педагог и
студент все равно будут на разных ступенях, какие бы доверительные отношения
между ними ни складывались. А ведь эту грань очень легко преступить, и
уже потом будет трудно восстановить правильные взаимоотношения.
Принцип «ни с кем не конфликтовать» можно интерпретировать неправильно.
Можно пытаться постоянно идти на компромисс, лишь бы не портить отношения,
но при этом упустить главную цель - (цитирую статью) «подготовку богатого,
нравственно устойчивого, эрудированного учителя».
С моей группой у меня взаимоотношения не совсем простые. Вижу: есть те,
кто считает, что проблемы группы - не его проблемы, такие живут обособленной
цаплей. Это отчетливо видно, как только начинается подготовка к таким
мероприятиям, как фестиваль «Студенческая весна», Новый Год, спортивные
мероприятия. Иные талантливые студенты стараются умолчать, что они умеют
петь, танцевать, играть, а то ведь потом «затаскают по репетициям». Держат
табу на общественную работу в свое свободное время. Или такая проблема
- генеральная уборка в аудиториях. Это им кажется, что не видно, что кто-то
старается, чтобы в аудиториях было чисто, а кто-то уже 15 минут протирает
ножки стула, а кто-то вообще развернулся и ушел, не сказав, почему он
уходит. Студенты видят эту несправедливость, и что мне делать? Догонять
того, кто ушел, а потом отчитывать? А имею ли я на это моральное право?
Или нужно промолчать? Тогда в чем состоит роль куратора? Как сделать так,
чтобы студентам захотелось раскрыть себя? Давлением и силой добьешься
малого. Но у каждого может возникнуть желание помогать в общем деле. Важно,
чтобы куратор вовремя это увидел, помог всем реализовать себя. Важно вести
себя тактично. Да, не хватает мне опыта. Не могу я еще быть уверенной
в своих решениях. И, наверное, это тонко чувствуют мои студенты.
Думаю, что на следующий год, пройдя первую педпрактику и дав первые уроки,
проведя первые воспитательные мероприятия, они лучше поймут меня, да и
сами изменятся. Наверняка, во многих ситуациях они уже будут поступать
более продуманно. А пока я хочу пожелать своей группе взаимопонимания,
сплоченности, взаимоуважения.
Резеда МУБАРАКОВА.
Ассистент кафедры МПФ, куратор 931 группы физфака.
|
|