Резонанс: «Душа обязана трудиться»
Легко ли быть куратором?

14 октября 2002 года в газете "Педагог" была опубликована статья профессора З.Г.Нигматова "Душа обязана трудиться". Мы продолжаем публиковать отклики на нее.
Кажется, еще вчера мне вручили диплом о высшем педагогическом образовании, а прошло уже почти 2 года. После окончания физического факультета я осталась работать на кафедре методики преподавания физики. И так сложились обстоятельства, что мне практически сразу доверили кураторство. Сейчас мои подопечные уже учатся на 3-м курсе, все успешно прошли «экватор». И я хочу рассказать о них, намеренно не называя имен, ведь я воспринимаю группу как единое целое.
Уже сейчас я могу задать себе вопрос, а легко ли быть куратором? И вообще, нужен ли он?
Так принято, что кураторы обычно бывают у студентов младших курсов. Старшекурсники вроде как в них и не нуждаются. Я считаю, что это глубоко неправильно. Уже учась на 5-м курсе, мы по-прежнему нуждались в неподдельной заботе, поддержке. Нам было важно ощущать тонкую духовную связь с куратором, хотелось, чтобы он всегда был рядом с нами, готов был в трудную минуту прийти на помощь. А для некоторых студентов куратор был единственным человеком, с которым можно было поговорить по душам. Разве эта поддержка измеряется номером курса?
Во время учебы у нашей группы был конфликт с куратором. Нам казалось, что он недостаточно уделял нам внимания. Только сейчас я понимаю, что мы поступили не очень хорошо. Да, возможно, он недостаточно интересовался нашими проблемами, а что мы сделали для того, чтобы быть вместе? Ничего, в тот момент мы могли только критиковать. А ошибку многие поняли уже после первой педпрактики, а потом и после того, как многие из нас сами стали академическими руководителями. Как трудно бывает самим делать то, что мы категорически требуем от других.
Куратором действительно быть нелегко. Мои подопечные - это не ребятня, которую я учу в школе, и это не те студенты, которые приходят ко мне на занятия ( так получилось, что занятий я у моей группы не веду). Они занимают некое промежуточное положение, где они играют свои роли, а я - свою. Их много, каждый со своим характером, проблемами. И к каждому надо найти свой подход. Трудность состоит в том, чтобы все они чувствовали, что о них думают, беспокоятся, где бы они ни находились, будь то на факультете, дома, за городом.
А что нужно делать для этого? Очень много. Это труд каждодневный. Возможно, физически этот труд неощутим, но результат можно увидеть через день, два, месяц, год. Важно, чтобы студенты чувствовали, что я не давлю на них, не пытаюсь привить им какие-то собственные привычки, а пытаюсь взаимодействовать с ними через (цитирую автора статьи «Душа обязана трудиться») «...специальную, опосредованно влияющую, воспитывающую среду партнерства, взаимоуважения, атмосферу сотрудничества, преклонения перед радостью познания, силой ума и таланта».
Да, только партнерство и сотрудничество, в чем, однако, проклевывается одна сложность. Не все студенты могут относиться ко мне, как к педагогу и куратору. По возрасту и внешнему виду я вполне могу сойти за их одногруппницу. Трудно многим соблюдать субординацию. И это важный вопрос не только для молодых педагогов, но и для преподавателей с большим стажем. Педагог и студент все равно будут на разных ступенях, какие бы доверительные отношения между ними ни складывались. А ведь эту грань очень легко преступить, и уже потом будет трудно восстановить правильные взаимоотношения.
Принцип «ни с кем не конфликтовать» можно интерпретировать неправильно. Можно пытаться постоянно идти на компромисс, лишь бы не портить отношения, но при этом упустить главную цель - (цитирую статью) «подготовку богатого, нравственно устойчивого, эрудированного учителя».
С моей группой у меня взаимоотношения не совсем простые. Вижу: есть те, кто считает, что проблемы группы - не его проблемы, такие живут обособленной цаплей. Это отчетливо видно, как только начинается подготовка к таким мероприятиям, как фестиваль «Студенческая весна», Новый Год, спортивные мероприятия. Иные талантливые студенты стараются умолчать, что они умеют петь, танцевать, играть, а то ведь потом «затаскают по репетициям». Держат табу на общественную работу в свое свободное время. Или такая проблема - генеральная уборка в аудиториях. Это им кажется, что не видно, что кто-то старается, чтобы в аудиториях было чисто, а кто-то уже 15 минут протирает ножки стула, а кто-то вообще развернулся и ушел, не сказав, почему он уходит. Студенты видят эту несправедливость, и что мне делать? Догонять того, кто ушел, а потом отчитывать? А имею ли я на это моральное право? Или нужно промолчать? Тогда в чем состоит роль куратора? Как сделать так, чтобы студентам захотелось раскрыть себя? Давлением и силой добьешься малого. Но у каждого может возникнуть желание помогать в общем деле. Важно, чтобы куратор вовремя это увидел, помог всем реализовать себя. Важно вести себя тактично. Да, не хватает мне опыта. Не могу я еще быть уверенной в своих решениях. И, наверное, это тонко чувствуют мои студенты.
Думаю, что на следующий год, пройдя первую педпрактику и дав первые уроки, проведя первые воспитательные мероприятия, они лучше поймут меня, да и сами изменятся. Наверняка, во многих ситуациях они уже будут поступать более продуманно. А пока я хочу пожелать своей группе взаимопонимания, сплоченности, взаимоуважения.
Резеда МУБАРАКОВА.
Ассистент кафедры МПФ, куратор 931 группы физфака.

 

Учредитель
- КГПУ.
Наш адрес: 420021, Казань, ул.Межлаука, 1, ком.18.
Телефон: 92-04-70

Главная
/ Гостевая книга / Написать письмо


  • Редактор
    В.Т.Белосков

Газета зарегистрирована в Министерстве информации и печати РТ.
Регистрационный номер 372
Hosted by uCoz